Массовое нарушение Гражданских и Конституционных прав граждан в Калининграде

 

 Нарушение прав граждан

Правовое заключение юриста

о нарушении Конституционных и Гражданских

прав граждан Российской Федерации.

 

Замена кузова автомобиля. Нарушение прав граждан.

С 15 октября 2013 года без какого-либо предупреждения, неожиданно для всех, местное ГИБДД перестало вносить изменения в регистрационные данные транспортных средств, связанное с заменой кузова, в результате чего тысячи наших сограждан в Калининграде, не смогут пользоваться своими собственными автомобилями.

Тот, кто кузов уже заменил и не успел внести изменений в регистрационные данные о VIN – номере кузова до 15 октября 2013 г. теперь не вправе пользоваться автомобилем по назначению, т.к. по закону запрещено управлять не зарегистрированным в установленном порядке автомобилем. А тот, кто приобрёл кузов и собирался произвести его замену в автомобиле, в силу наличия технической необходимости, как то его повреждение в ДТП, в пожаре, от стихийных бедствий, или в следствии естественного старения теперь понесли убытки и вынуждены бездействовать, т.к. отремонтированным автомобилем пользоваться всё равно не смогут из-за отказов в изменении регистрационных сведений.

Пунктов о запрете регистрационных действий при замене кузова или о запрете замены кузова автомобиля в действующем законодательстве России нет. Нет запретительных пунктов и в действующем с 15 октября 2013 года Административном регламенте (утверждённого приказом МВД 07.08.2013 N 605), который создан взамен старого лишь с целью уменьшения сроков и оптимизации последовательности административных процедуры (см. п. 1).

К слову сказать, внесение запрета на совершение регистрационных действий с автомобилем при замене кузова только планируется в законопроекте Федерального Закона “о государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации”, который в настоящий момент принят в первом чтении и вступление которого в законную силу планируется не ранее чем через 180 дней после официального опубликования, т.е. вероятно через год.

В законопроекте сказано: “ Статья 12 … Регистрация транспортного средства и изменение регистрационных данных запрещается в случае: …

3) замены кузова, рамы или составляющей части конструкции, имеющей маркировочное идентификационное обозначение транспортного средства, указанного в пункте 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;…”

Ну, так это только планируется и как известно закон обратной силы не имеет (п.1 ст. 54 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ)

Однако, в нарушение действующего закона, необоснованно, сегодня мы наблюдаем массовое нарушение Гражданских и Конституционных прав граждан – автомобилистов.

Действующий закон не запрещает замену кузова в автомобиле и не запрещает последующее изменение регистрационных сведений.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам (п. 2 ст. 209 ГК РФ)

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности

дорожного движения» Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации …. осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности

дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») на ГИБДД возложена обязанность по регистрации и учёту транспортных средств.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О

Государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» Собственники транспортных средств … обязаны в установленном порядке … изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, … в течение 10 суток после …. замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее — Правила)

П. 4 Правил установлено, что Собственники …обязаны в установленном порядке … изменить регистрационные данные … в течение 10 суток … после … замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

П. 6 Правил установлено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

П. 8 Правил установлено, что … изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 и п. 1.1 ст. 12.1 Кодекса об Административных правонарушения РФ

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

 

Из указанных норм следует наличие прав у собственника распоряжаться и пользоваться своим имуществом. Пользование автомобилем по прямому назначению возможно при наличии регистрации в ГИБДД. Управление незарегистрированным транспортным средством запрещено, за это предусмотрено административное наказание.

После замены номерных агрегатов собственник в течении 10 суток обязан обратиться в ГИБДД с заявлением о внесении изменений в регистрационный сведения.

ГИБДД в свою очередь обязано сведения о замене номерных агрегатов внести в базу данных и в соответствующие документы.

 

Согласно ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства”:

3.31 составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

Агрегат транспортного средства — сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей транспортного средства или транспортного средства в целом и способностью выполнять определенную функцию в составе транспортного средства или самостоятельно. (термин взят из «Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» )

Кузов легкового автомобиля является номерным агрегатом, об этом в частности

сказано в таблице 2.4 «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984), в таблице 6.1 «Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» В абзаце 7 таблицы 4.3.1 «РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления»

Кузов автомобиля как агрегат может быть заменён, об этом сказано в п.

4.3.3.1, 4.3.3.2 нормативного акта, утверждённого Минюстом России «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов».

В п. 7.2 «РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» (Издание восьмое, переработанное и дополненное) указано, что специалист принимает решение о замене кузова… только при экономической нецелесообразности … или технической невозможности их восстановления.”

Действующим законом разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота, на этот случай даже разработан раздел VI. Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 “Правила продажи отдельных видов товаров”

Кроме того известно, что многие заводы-изготовители выпускают не только полнокомплектные транспортные средства, но и кузова в виде запасных частей. Заводами – изготовителями предусмотрена замена кузовов в автомобилях.

Таким образом, из совокупности действующих в России нормативно-технических и

нормативно-правовых актов следует, что кузов является агрегатом автомобиля, который можно свободно приобрести и также свободно заменить в своём автомобиле.

 

Замена номерного агрегата – кузова автомобиля не влечёт запрещённое законом скрытие, подделку, изменение, уничтожение маркировки.

Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 ноября 2009 г. утверждён Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (далее – Технический регламент), который устанавливает требования к безопасности колёсных транспортных средств при их выпуске в обращение и эксплуатации на территории Российской Федерации

Приложением № 8 к Техническому регламенту установлены требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров, согласно которым на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесён идентификационный номер, который является уникальным в течении по крайней мере 30 лет (п. 1.1) Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъёмной. Идентификационный номер должен быть нанесён четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим лёгкое изменение его знаков (п. 1.4.1 – 1.4.2)

Компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных частей) в своей маркировке должны содержать наименование или товарный знак изготовителя, а также, при наличии, информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (п. 3.1)

Согласно Методическим рекомендациям ФКУ НИЦ БДД МВД России “организация деятельности регистрационных подразделений ГИБДД по осмотру транспортных средств при совершении регистрационных действий” изменением маркировки является уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена её на другую.

Каждый номерной агрегат имеет свой уникальный идентификационный номер, замена агрегата без смены идентификационного номера не возможна. Запрещёнными по смыслу закона являются действия, влекущие удаление уникального номера с того агрегата, где номер был размещён заводом-изотовителем, а не изменение номера вместе с заменой агрегата.

Порядок действий сторон при запланированной замене кузова автомобиля.

На случай запланированного изменения конструкции транспортного средства принят приказ МВД РФ от 07.12.2000 N 1240  «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (вместе с «Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Согласно указанного Порядка контроля предусмотрена процедура предварительного обращения в ГИБДД с заявлением о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. На заявление ГИБДД должно отреагировать и принять соответствующее решение, в котором указать о порядке дальнейших действий заявителя, в частности указать требуется ли получение заключения о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства в специализированной организации. Обычно в ГИБДД во всех случаях указывалось на необходимость получения подобного заключения. Далее, после получения заключения о возможности изменения конструкции автомобиля следовало произвести соответствующие работы с составлением заявления – декларации. В заявлении – декларации должен быть указан перечень произведённых работ. Далее следует пройти диагностику автомобиля (в том же порядке что и технический осмотр), после выполнения всех указанных действий и получения всех оформленных документов, в ГИБДД выдавалось свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности, а уже далее по заявлению собственника производилось изменение регистрационных сведений автомобиля, если в процессе изменения конструкции заменялись номерные агрегаты.

Статьёй 15 ФЗ “О безопасности дорожного движения” установлено требование по обязательной сертификации или декларированию соответствия транспортных средств а также дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей в части относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Устанавливаемый кузов должен иметь один из следующих документов

— на ввезённый из-за рубежа кузов необходимо наличие таможенной декларации с разрешением на выпуск агрегата в свободное обращение на территории Таможенного союза

— на кузов высвободившейся с бывшего в употреблении транспортного средства зарегистрированного в РФ необходимо свидетельство из ГИБДД

— на кузов, изготовленный на территории РФ необходимо подтверждение обязательной сертификации или декларирования соответствия

Деятельность автосервисов и частных лиц по ремонту и обслуживанию транспортных средств в Российской Федерации в настоящий момент не требует ни лицензирования ни сертификации, соответственно кузов автомобиля может быть заменён в любых технически оснащённых и приспособленных условиях с соблюдением технических норм, но без какого-либо подтверждения соответствия. О проведённой установке кузова необходимо наличие подтверждающего документа (заявление – декларация или акт выполненных работ)

В настоящий момент ГИБДД необоснованно перестало исполнять вышеназванный порядок, расценивая все случаи, связанные с заменой кузовов как недопустимые.

Замена кузова в автомобиле не всегда связана с изменением конструкции транспортного средства.

Согласно ГОСТ Р 51709-2001 “Автотранспортные средства”:

“3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

Аналогичное определения содержатся и в Приказе МВД РФ от 07.12.2000 N 1240”

Соответственно, если заменяемый кузов аналогичен заменённому, то не происходит изменение конструкции транспортного средства.

Изменение модельного года также не говорит об изменении конструкции.

В Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении

технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» дано понятие:

«модельный год» — определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию транспортного средства и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней

Как видим, исходя из понятия “модельный год” следует, что само по себе изменение модельного года не говорит о изменении конструкции транспортного средства в целом и кузова в частности.

До 15 октября 2013 года ГИБДД любые случаи замены кузова автомобиля расценивало как изменение конструкции и автовладельцам приходилось полностью проходить указанною выше процедуру. Однако объективно при замене кузова на аналогичный для этого нет необходимости, т.к. конструкция автомобиля при замене кузова на аналогичный не меняется, соответственно не требуется получение разрешения, не требуется получение одобрения, не требуется получение свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности. В подобной ситуации просто требуется предоставление в ГИБДД сведений о новом агрегате, который должен соответствовать требованиям безопасности и сведений о проведённых работах. По заявлению гражданина о необходимости изменения регистрационных данных ГИБДД обязано внести соответствующие изменения.

Сегодня распространены незаконные типовые отказы ГИБДД в одобрении замены кузова автомобиля и в изменении регистрационных сведений.

После 15 октября 2013 года ГИБДД сменило практику (в законе как указано выше ни чего не поменялось) и стало расценивать любой случай замены кузова в автомобиле как недопустимый. В настоящий момент на территории Калининградской области нарушены права порядка 3000 граждан, о чём имеются доказательства (Да и в самом ГИБДД указанные обстоятельства не отрицают).

Мотивируют в ГИБДД отказы в одобрении замены кузова и отказы в изменении регистрационных сведений в устном и письменном виде в основном следующими причинами:

— Вступлением с 15 октября 2013 года в действие нового административного регламента, не смотря на отсутствие в нём запрета на замену кузова и изменение регистрационных сведений в связи с заменой кузова.

— Неуплатой утилизационного сбора за установленный кузов, хотя подобная причина

также не состоятельна, т.к. уплата утилизационного сбора не предусмотрена за агрегат (кузов), ввезённый на территорию РФ в качестве запчасти, (см. ст. 24.1 Ф.З. «Об отходах производства и потребления»)

— Фактической заменой одного автомобиля на другой при замене кузова, или утратой базового транспортного средства, хотя такой причины для отказа в совершении регистрационных действий не предусмотрено законом.

— Скрытием, подделкой, изменением, уничтожением маркировки, хотя в нашем случае не совершено противоправных действий с маркировкой, нанесённой на кузов.

— Невозможностью идентификации автомобиля и соответственно проверки конкретного автомобиля на предмет соответствия требованиям безопасности, что противоречит документам, предоставляемым автовладельцами.

 

В правовом государстве должен действовать принцип правовой определённости. Ни чем не обоснованное изменение деятельности органов внутренних дел, направленное на существенное ограничение гражданских и конституционных прав граждан без изменения закона не приемлемо.

Требуется защита и восстановление нарушенных Конституционных и Гражданских прав тысяч граждан Российской Федерации на территории Калининградской области.

 

Юрист Калининградской Региональной

Общественной Организации

Общество Защиты Прав Автомобилистов “ОСА”  тел. 8-911-073-73-378-911-073-73-37

 

 

 

 

 

2 комментариев

  1. В подтверждении ваших слов, на форуме НАМИ-ПТИА-ФОНДА, тема: отказ ГИБДД в выдаче СКТС, выложено большое количество нормативной информации и решения судов по данной проблеме. Которая поможет гражданам достойно отстоять свои права в судебном порядке!!!
    http://www.uslugiavto.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=3033

  2. Жаль, что у нас не прецедентная система права, сотни людей уже выиграли в судах свои дела и по УС и по уничтожению маркировок….Возможна найдется организация которая в верховном суде оспорит внутренние разъяснения МВД и это всё закончится.

Добавить комментарий для Иван Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *