Управление автомобилем с заменённым кузовом (рамой), правовые последствия.

Незаконный запрет ГУ ОБДД МВД РФ на замену кузова или рамы (далее — номерной агрегат) в автомобиле поставил простых автомобилистов в непростую ситуацию. Подавляющее большинство отправили свои автомобили на бессрочную стоянку (а кто-то и на авторазборку), пока ГИБДД не заработает как положено, а судебные разбирательства не достигнет уровня Верховного суда РФ и не будет окончательно определена судебная практика в России (Следует отметить, что в Арбитраже практика уже определена в пользу автомобилистов). Но незначительный ряд автомобилистов решили не смотря на продолжающееся беззаконие ГИБДД, поддерживаемое местными федеральными судами, на свой страх и риск использовать автомобили в дорожном движении. Сразу отмечу, что причина, по которой большинство автомобилистов не эксплуатирует подобные автомобили с заменёнными номерными агрегатами, заключается лишь в том, что ГИБДД отказывается вносить в ПТС сведения о вновь установленном агрегате.  В подавляющем большинстве случаев автомобили с заменёнными номерными агрегатами безопасны и годны к дорожному движению, проблема только в неоформленных должным образом документах. Поскольку многие не знают, какие документы необходимо оформлять, я решил посвятить этому вопросу данную статью.

Те автомобилисты, кто не смотря на запрет ГИБДД стал эксплуатировать в дорожном движении автомобили, не редко имели неприятную беседу с представителями дорожной полиции, кто-то даже был привлечён к административной ответственности. Обычно на автомобилистов составлялся протокол по ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ «управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками» за что в суде следовала ответственность в виде лишения прав от 6 месяцев до 1 года. Но недавно хорошие новости пришли из Верховного суда РФ. Так в постановлении от 01 августа 2014 года N 56-АД14-6 Верховный суд РФ высказал свою правовую позицию и отменил нижестоящие судебные акты, которыми водитель управлявший автомобилем с заменённым кузовом был лишён прав. Верховный суд указал, что поскольку водитель без согласования с ГИБДД внёс изменения в конструкцию автомобиля, то его действия следует квалифицировать не по ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ как управление с подложными регистрационными знаками, а по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ как управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена. Штраф за подобное деяние 500 рублей, однако и он не был наложен на автомобилиста, поскольку истёк срок давности.  За первым постановлением Верховного суда последовало постановление от 05 августа 2014 года N 71-АД14-9 , которое касалось автомобилиста из Калининграда. Поскольку водитель имел при себе свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (далее по тексту СОСКТСТБ) (о нём ниже), которое подтверждает безопасность автомобиля с заменённым кузовом, то Верховный суд РФ отменил нижестоящие судебные акты и указал, что в подобном случае отсутствует административное правонарушение. Постановления Верховного суда РФ выше приложены в формате doc. Постановления можно также найти здесь и здесь.

Поскольку постановление, принятые Верховным судом РФ в порядке надзора являются примерами ведения судебных разбирательств для нижестоящих судов, то можно рассчитывать на то, что в случаях управления автомобилями, по вышеприведённым примерам, будет практиковаться подобный правовой подход,  мировыми, районными и областными судьями, а также сотрудниками ГИБДД.

Также следует отметить, что когда происходит замена номерного агрегата один в один, то есть без изменения конструкции, то согласование этого процесса с ГИБДД и получение свидетельства СОСКТСТБ не требуется. Следовательно, при управлении таким автомобилем без СОСКТСТБ не должно быть ответственности даже по  ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Те, кому вовремя посчастливилось оформить свидетельство СОСКТСТБ, которое выдавалось в 18 кабинете Управления регионального ГИБДД, исходя из правовой позиции ВС РФ, уже могут управлять своими автомобилями. Для этого помимо основных документов — свидетельства о регистрации транспортного средства или ПТС, водительского удостоверения, страхового полиса ОСАГО, также потребуется иметь с собой названное СОСКТСТБ и на всякий случай (чтоб при необходимости ознакомить инспектора ГИБДД) также необходимо распечатать постановления о практике Верховного суда, приложенные выше.

Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства после замены номерного агрегата, ранее выдаваемое 18 кабинетом выглядит примерно так:

3716f813d972 свид28d091076588 обор свид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для тех, кто не успел получить подобное свидетельство СОСКТСТБ следует запастись всеми теми документами, которые обычно в ГИБДД требовали для получения СОСКТСТБ. К необходимым документам относятся:

1.Грузовая таможенная декларация с добавочным листом о ввозе на территорию РФ номерного агрегата

2. Договор купли-продажи номерного агрегата

3. Справка специалиста о возможности замены номерного агрегата в транспортном средстве

4. Заявление — декларация о замене номерного агрегата

5. Диагностическая карта о годности автомобиля к дорожному движению после замены номерного агрегата

По первой и второй позициям обычно вопросов не возникает, большинство знает как выглядят эти документы. Подобные документы передаются от Продавца Покупателю при приобретении номерного агрегата и соответственно подтверждают ввоз агрегата (грузовая таможенная декларация) и его приобретение у лица, осуществившего ввоз (договор купли-продажи).

По третьей позиции — справке специалиста…. Её суть сводится к тому, что специалист даёт оценку тому, возможно ли в конкретном транспортном средстве произвести замену номерного агрегата на другой, приобретённый. Также не буду выкладывать пример справки, дабы не захламлять статью. Для получения подобной справки необходимо обратиться к специалисту, например в НАМИ ( ул. Сергеева 14 оф 130 Калининрад тел 99-36-04), предоставление автомобиля специалисту обычно не требуется, достаточно предоставить ПТС и таможенную декларацию, где указаны номера агрегатов. Получение подобной справки не составит труда и особых денежных затрат.

По четвёртой позиции — заявлении-декларации о замене номерного агрегата. Этот документ по своей сути является актом выполненных работ, только с более подробным описанием выполненных операций. В принципе такой документ по результату замены номерного агрегата можно и самому составить, т.к. в настоящий момент деятельность автосервисов не подлежит обязательной сертификации, а работы может производить любой имеющий соответствующие познания и инструмент техник. Но , для большей убедительности всё же лучше отдать вопрос замены кузова (рамы) специалистам, чей сервисный центр имеет подтверждение в порядке добровольной сертификации. Приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 предусмотрена форма заявления декларации на тот случай, когда замена номерного агрегата сопряжена с изменением конструкции. Вот эта форма. Для случая же замены номерного агрегата без изменения конструкции подойдёт обычный заказ-наряд и акт сдачи-приёмки выполненных работ. Однако на всякий случай я доработал под наш случай замены агрегата без изменения конструкции Заявление — декларацию Ссылка дана, можно скачивать и заполнять при замене номерного агрегата.

По пятой позиции. В любом пункте ТО можно пройти диагностику автомобиля с получением диагностической карты. Возможно работники ТО даже не обратят внимание на то что произведена замена номерного агрегата и проведут ТО, указав VIN из документов на автомобиль (из ПТС или свидетельства о регистрации). Нам в принципе и требуется указание в диагностической карте именно этого VIN, который записан в ПТС.

Проставлять отметку в ПТС о том, что установлен новый номерной агрегат, это дело ГИБДД (как знаем сейчас эта функция представителями власти не исполняется), но даже при постановке подобной отметки автомобиль всё равно будет иметь в ПТС сведения о своём изначальном VIN- номере, который документально останется привязанным к автомобилю.

Если со станцией ТО возникнут проблемы и работники откажутся проводить диагностику и выдавать диагностическую карту, то следует им предоставить все документы, указанные в позициях 1, 2, 3, 4 . Им следует объяснить, что это не другой автомобиль, а Ваш автомобиль, но с заменённым номерным агрегатом, о чём имеются соответствующие документы. Допустимо проставление в диагностическую карту дополнительных отметок, о том, что теперь номерной агрегат (кузов, рама) имеют иной номер, либо (как предпочитают делать на пунктах ТО) в диагностической карте ставят отметку «не для ТО» (на мой взгляд такая отметка сути ТО не меняет)

Добившись получения всех указанных документов, к Вашему автомобилю будет наименьшее количество претензий от представителей власти.

Алгоритм управления подобным автомобилем следующий — наряду с основными документами, которые должен иметь при себе водитель, берём с собой в путь также документы, указанные в позициях с 1 по 5, а также постановления Верховного суда РФ. При остановке автомобиля сотрудником ГИБДД предъявляем ему основные документы водителя (водительское удостоверение, страховой полис, свидетельство о регистрации транспортного средства). Если сотрудник полиции выявит несоответствие номера кузова сведениям в Свидетельстве о регистрации или в ПТС, тогда предоставляем сотруднику полиции все остальные документы и вежливо объясняем сложившуюся ситуацию о том, что в автомобиле заменён номерной агрегат, о чём имеются документы, а также знакомим инспектора с правовой позицией ВС РФ.

Инспектор не должен в отношении водителя составить протокол по ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ как в случае управления автомобилем с подложными регистрационными знаками. При этом, даже в случае поступления подобного административного дела на рассмотрении в суд, оно будет прекращено. Если сотрудник полиции необоснованно задержит автомобиль, он может понести за это дисциплинарную ответственность.

Мы конечно рассчитываем, что ГИБДД в ближайшее время прекратит нарушать права автомобилистов и начнёт как полагается исполнять свою административную функцию и производить изменение регистрационных сведений автомобилей после замены номерных агрегатов. Но до тех пор, пока действует незаконный запрет ГИБДД,  добросовестные автомобилисты оказались перед дилеммой — поставить свои автомобили «на прикол» или всё-же управлять ими, но без  отметки ГИБДД в ПТС о замене агрегата.

Следует отметить про слабые стороны управления автомобилем, с заменённым кузовом (рамой), но не имеющим соответствующей отметки в ПТС. В отношении водителя, управляющего подобным автомобилем может быть составлен административный протокол, пускай и не по ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающей лишения прав от 6 месяцев до 1 года, но по некоторым другим статьям, предусматривающим наложение штрафов. Действия должностного лица, составившего административный протокол и затем вынесшего постановление могут быть оспорены в суде и безусловно судьи будут обращать внимание на правовую позицию Верховного суда РФ по данному вопросу.

Страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО за водителя, допустившего ДТП и управлявшего автомобилем с заменённым кузовом но не оформленным в ГИБДД. Довод к тому может быть указан следующий — мол водитель управлял не тем автомобилем, за управление которым застрахована его ответственность. Но в подобном случае действия страховой компании будут незаконными и могут быть оспорены в суде.

В случае если органами власти будет выявлено, что в автомобиле произведена одновременная замена кузова и двигателя, то такой случай будет идентифицироваться как создание единичного транспортного средства, не имеющего ни какого отношения к ПТС на прежний автомобиль. Соответственно в таком случае при управлении автомобилем, также возможно и привлечение водителя к ответственности по ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ и обоснованный отказ в страховой выплате по ОСАГО. Для того, чтоб не попасть в подобную нелепую ситуацию следует либо производить в автомобиле замену только одного агрегата (кузова или рамы) без замены двигателя. Но если решено также и двигатель поменять, то это должно происходить не единовременно с заменой кузова (рамы), а через некоторое время и также должно документально оформляться по примеру оформления замены кузова. Справедливости ради следует отметить, что на данный момент двигатель перестал считаться номерным агрегатом и за его заменой ГИБДД не следит, но в связи с усилившемся противостоянием автомобилистов и сотрудников ГИБДД по данному вопросу, на факт замены двигателя внимание стали обращать.

 

Один комментарий

  1. Инспектор РЭГ ГИБДД обязан проверить тип и модель двигателя ТС, т.к. на этом факте заложено налогообложение по «мощности» и класс «экологии». Если эти два фактора не совпадают, то надо обязательно пройти процедуру замены двигателя через экспертное заключение (например «НАМИ» и т.п.), заявление-декларация, карта диагностики ТС («ГТО»). По закону «О полиции» ТС могут проверить на «все цифры» и поэтому в федеральную базу ГИБДД вносятся данные о номере двигателя (в практике не проверяют в РЭГ). Поэтому при замене двигателя инспектор РЭГ ГИБДД обязан внести в базу «новый» заводской номер ДВС. Дело в том, уголовный розыск и ГИБДД-это разные «кухни» и «меню» у них разное… Наш ЧЕЛ это должен «чуять»…. Был бы «человек», а статья найдётся…. Спасение утопающего-дело рук самого утопающего….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *