Вчера 16.06.2016 г. в 15.00 в п. Низовье состоялась встреча жителей близлежащих посёлков с представителями Администрации Гурьевска, ГИБДД, Управления дорожного хозяйства, Министерства развития инфраструктуры Калининградской области. Обсуждалась проблема движения большегрузного транспорта через посёлки Родники, Низовье, Трубкино, Высокое, Дворики, Заозерье, Апрелевка, Малинники, Кошевое…
Инициаторами встречи стали местные жители Егор Лащиков и Денис Малиновский. Присутствовал полный зал граждан и примерно 8 чиновников.
Напомню, что уже более 6 месяцев на данной региональной дороге 3 класса 27 ОП РЗ 27К-032 (Марьино-Курган) в обход федеральной трассы А-229 (Калининград-Черняховск-Нестеров), стали очень активно двигаться грузовые автомобили массой более 12 тонн. Местные жители жалуются, что фуры проносятся там и днём и ночью, на большой скорости, порой с признаками явного перегруза, шум превышает допустимые пределы, на дороге стала образовываться колея и ямы, а пешеходам создаётся угроза причинения вреда жизни и здоровью. И подобные проблемы возникли в связи с тем, что грузовики объезжают пункт весового контроля, расположенный на федеральной трассе, а также избегают участия в платежах по системе “Платон”. В результате чего федеральная трасса оказалась разгруженной, а параллельная региональная трасса перегруженной.
Основное требование граждан – запретить движение грузовых автомобилей массой более 12 тонн по региональной дороге 3-го класса 27 ОП РЗ 27К-032 (Марьино-Курган) путём установки соответствующих дорожных знаков и обеспечить контроль ГИБДД.
От представителей власти в основном позицию высказывала министр развития инфраструктуры Калининградской области Дятлова Елена Ивановна, которая признала наличие проблемы и предложила ряд контр мер, таких как установка искусственных неровностей, фоторадаров, пунктов весового контроля, внесение в государственную думу законопроекта об установке платы за движение большегрузов по региональным дорогам… Но запретить движение большегрузного транспорта министр не готова, сообщив, что действующее законодательство не позволяет так поступать, отдельно обратив внимание на то, что у транспортных предприятий, что возят там песок и другие грузы — сильная юридическая поддержка. На многочисленные вопросы возмущённого населения Елена Дятлова высказывала своё одобрение и готовность деятельного участия. Так жители попросили пешеходную дорожку вдоль дороги или тротуар – министр подтвердила, что сделает, но при условии если местная власть предоставит землеотвод, на что местная власть одобрительно кивнула. Затем последовал вопрос о запрете движения большегрузов по улицам населённых пунктов, которые не являются региональной трассой – министр сообщила, что это правильная мысль, но опять же должна постараться местная власть с ГИБДД, при этом обещала лично оказать поддержку. Также разговоры шли про усиление контроля со стороны ГИБДД, особенно в периоды движения детей в/от садик и школу, на что оба присутствующих инспектора — Ильин Д.В. и Луценко Р.В. почти шепотом высказали своё согласие. Все предложения и обещания старательно вносились в протокол заседания секретарём, так что сказанное шёпотом также должно быть зафиксировано. Были и другие предложения…
Также и мне дали возможность высказаться по наболевшей проблеме.
Первым делом я сообщил, что на дороге уже стала образовываться колея, местами глубиной до 3-х см (предъявил фотографию), что связано с превышением допустимой нагрузки на дорогу. Анисимов Дмитрий Сергеевич, представитель от дорожного хозяйства подтвердил это обстоятельство, сообщив, что про колею знает и на осень уже запланирован ремонт дороги.
Далее я сообщил, что дорога строилась и реконструировалась ещё до 2004 года, когда по действующим требованиям на неё допускалась нагрузка не более 6 тон на одну ось, в последующем был принят ГОСТ Р 52748-2007, согласно которого дорога 3-го класса должна обеспечивать нагрузку до 10 тон на ось, но насколько известно до этих требований дорога не доводилась, в связи с чем движение большегрузного транспорта следует ограничить.
Анисимов Д.С. не согласился, сообщив, что дорога в 2012 году реконструировалась и доводилась до требований ГОСТ, а в 2014 г. ремонтировалась после замещения функции федеральной трассы, вот теперь на осень 2016 г. запланирован очередной ремонт.
Была ли это действительно реконструкция, или только ремонт с оформленными нужным образом документы, нам сложно проверить, но очевидно, что образование колеи за пол года движения большегрузов и ремонт каждые 2 года эксплуатации – это не нормальная ситуация, свидетельствующая о несоответствии дороги переносимым нагрузкам.
Также я сообщил, что управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводились замеры по уровню шума, который на протяжении всей трассы у близлежащих домов превышен, в связи с чем требуется установка шумозащитных экранов (это многомиллионные затраты), либо ограничение движения большегрузов, т.к. шум из-за них. Данный аспект ни кто из власти сразу не прокомментировал, но после окончания мероприятия Анисимов Д.С. сообщил, что такие экраны могут устанавливаться только при реконструкции дороги, которая планируется очень не скоро, в связи с чем траты на это не предвидятся. Я не стал с ним спорить, понимая, что при обращении в суд их просто обяжут установить экраны незамедлительно. Но наша цель – не установка экранов, а устранение причины шума и вибрации.
Также я всем присутствующим зачитал основание, по которому может быть принято решение об ограничении движения большегрузов массой более 12 тонн, оно содержится в п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…” (Далее Закон), согласно которого “Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;”
Акцент в данном пункте сделан на его последнюю часть, однако это не помешало министру отмахнуться от данного положения закона, сославшись на то, что так поступать возможно только при неблагоприятных природно-климатических условиях. В последующем после встречи беседовал с Анисимовым Д.С., который сообщил, что не понятно что подразумевается “под иными случаями” при которых “в целях обеспечения безопасности дорожного движения” возможно ввести ограничение в движении.
Думаю, власть в этом уже давно могла бы разобраться, сделав соответствующие запросы о разъяснении в вышестоящие инстанции.
Следует отметить, что на этот случай уже существует Приказ Минтранса России от 12.08.2011 N 211, в п. 25 которого изложено, что подразумевается под “Временными ограничениями, вводимыми в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения”
В приказе указано, что в частности имеется в виду “выявление дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, не допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ”
Вот колея, например, может привести к тому, что грузовик в движении просто выбросит за пределы проезжей части. При текущей динамике образования просадок и выбоин на дороге существует вероятность, что во время движения грузового транспорта может образоваться провал, который также приведёт к ДТП. Продолжение эксплуатации дороги с грузовым транспортом в том же режиме может усугубить ситуацию.
Вариант, предложенный министром Дятловой Е.И. о внесении изменений в федеральный закон в целях установления платы за движение по региональным трассам, что по её мнению приведёт к устранению имеющегося дисбаланса я считаю на данной стадии не состоятельным по следующей причине: Принятие такого закона может занять годы, особенно учитывая то как активно дальнобойщики противостояли введению системы Платон, соответственно это не позволит решить проблему в обозримой перспективе.
Устранение дисбаланса считаю возможным либо путём внесения иных изменений в Федеральный закон, либо путём создания закона на региональном уровне (здесь как раз очень пригодится активная позиция Министра Дятловой Е.И.) Дело в том, что п. 3 ч. 1 ст. 30 Закона позволяет принимать законы на региональном уровне, которые ограничивали бы движение транспорта в населённых пунктах на региональных трассах. Соответственно депутаты областной думы при активном участии администрации Калининградской области могут в короткие сроки разработать и принять подобный закон, который бы например ограничивал движение большегрузов по региональной трассе при наличии возможности движения по федеральной трассе.
Ещё раз отмечу, что и без того действующий закон позволяет при очевидной опасности дорожного движения, заключаемой в снижении несущей способности конструктивных элементов дороги (образование колеи, трещин, прогибов, сколов), временно ограничить движение большегрузного транспорта, например до проведения капитального ремонта, который планируется осенью. Одновременно на региональном уровне может быть принят в кратчайшие сроки закон, который не позволял бы большегрузам в обход системы Платон осуществлять движение по региональным трассам в населённых пунктах.
Пока что позиция власти заключается в том, что проблему они понимают, уже установили несколько искусственных неровностей и один пункт весового контроля, планируют вкладывать в развитие инфраструктуры большие деньги, но не сразу, а эдак к 2017 -2018 году, на полный запрет движения большегрузов пойти пока что не готовы.
17.06.2016 г. Пётр Губенко